|
| |
Зарегистрирован: 17.09.06
|
|
Отправлено: 04.08.07 16:55. Заголовок: Некоторые результаты психологических исследований
В данной теме я публикую выдержки из своей курсовой работы. В ней я пробовала исследовать характерные черты бывших последователей. Летом я протестировала 12 человек, находящихся в условиях культа. Данные тоже получаются очень интересные. Но я еще их не успела обработать статистически. Поэтому какие-то выводы делать пока рано. Могу сказать одно: по Люшеру, у 7 человек из 12 есть наличие такого сочетания цветов, которое интерпретируется как «блокировка чувства независимости». По тому же Люшеру, у нескольких человек эмоциональное состояние характеризуется как «перераздражение», факторы, вызывающие это перераздражение различны. Но общий эмоциональный фон у людей, находящихся на ЗО очень сходен – преобладают пассивность и усталость. Кто-то игнорирует свои потребности, а кто-то фрустрирует из-за невозможности их удовлетворить. Очень тревожна ситуация у мужчин – в цветовых выборах они все показали неблагополучие по физиологическому здоровью. Невроз практически у всех. Далее пойдет выдержка из моей курсовой. Я опускаю теоретическую часть, и математические выкладки. (они есть и если кому-то интересны – вышлю). Гипотеза исследования: Опираясь на данные различных источников и на собственный опыт наблюдения, как в условиях культа, так и после выхода из культа ряда знакомых, я предполагаю, что попадание в культ и последствия пребывания в нем обусловлены рядом психологических особенностей бывших адептов. Эти особенности проявляются как на генетически обусловленном уровне, так и на уровне психодинамических свойств личности. Так как попадание в условия культа вызвано конфликтом с социумом, в бывших адептах должны проявляться черты, которые говорят либо за наличие конфликтности и неудовлетворенности социальными правилами, радикализм, либо за нарушение адаптации личности в социуме. В результате пребывания в условиях культа, где происходило жесткое реформирование сознания методами манипулирования личностью, сопряженного с практикой агрессивной безбелковой диеты ,человек может утратить интеллектуальные способности, у него ухудшается общая способность к интеграции в социум, ухудшаются процессы памяти, происходит замедление психологического развития, выражающееся в потере самостоятельности и нежелании брать на себя ответственность перед близкими и обществом. Развивается чувство вины. Предметом исследования, таким образом, становятся основные характерологические черты бывших последователей. Исследование проводилось на двух группах: экспериментальную группу составили 6 человек бывших последователей. Контрольную группу составили 6 человек, никогда не попадавшие в культ. В качестве инструмента исследования использовались многофакторный опросник Кеттела, и модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Результаты опроса были проверены на сходство-различие посредством инструментов математической статистики. Проведенное исследование обнаружило тенденцию к наличию характерных черт, которые объединяют бывших последователей культа. Это люди достаточно открытые, общительные, имеющие глубокий внутренний мир, стремящиеся к изменению мира. Они доминантны, авторитарны, часто неуживчивы в группе. Инициативны, ищут нетривиальные решения; очень высокая чувствительность, в сочетании с богатым воображением обеспечивает богатую гамму переживаний, а дополнение такой черты, как радикализм толкает на поиск альтернативных путей развития. Скепсис по отношению к существующему порядку вещей, наряду с амбициозностью, и высокомерием, которые были присущи им изначально, толкает их на поиск своего особенного места в мире. (мессианство). После разочарования и разрыва с культом самооценка бывших адептов падает. Длительное нахождение в условиях культа Торопа (Виссариона) истощает организм в целом поскольку диета в сочетании с обнищанием адептов ( а работать на самообеспечение им длительное время запрещалось), исключает полноценное функционирование организма. Отсутствие животного белка (и общий белковый дефицит) в рационе адептов, и как следствие, всех жизненно необходимых аминокислот, ограничение в потреблении жиров любого происхождения истощают миелиновые оболочки нервных клеток, и отрицательно сказываются как на функционировании всей нервной системы, так и головного мозга, в частности. Это подтверждено исследованием: бывшие адепты демонстрируют невысокую оперативность мышления. Низкие оценки по фактору В (интеллект) в сочетании с аналитичностью мышления, богатым воображением, могут объясняться рядом причин: недостаточным уровнем образования; низкой стрессоустойчивостью, фрустрированностью, ситуативной тревожностью (сниженной оперативностью в реализации знаний). Это можно объяснить следующими обстоятельствами: помимо истощающей диеты, в общине Торопа исповедуется культ чувствования взамен логического мышления. По Лифтону - практикуется остановка мышления: то есть вместо самостоятельных мыслительных операций человеку навязываются некоторые готовые клише, отступать от которых нельзя. Уровень культуры у последователей искусственно нивелируется, поскольку весь опыт, накопленный человечеством, отрицается и последователям не рекомендуется ничего читать кроме книг самого Виссариона и газет общины. Я не могу предоставить информацию по исходному уровню интеллектуального развития представителей экспериментальной группы. Для этого необходимы лонгитюдные исследования. Говоря о снижении показателей по интеллекту, стоит отметить, что изначально, часть представителей экспериментальной группы имела техническое высшее образование, один из представителей – красный диплом. Для поступления и обучения в технических вузах необходимы интеллектуальные данные не ниже средненормативных. Бывшие адепты культа Виссариона, после разрыва с культом мотивированы на достижения, то есть, понимая, что потрачены годы, они пытаются наверстать упущенные возможности, и развивают достаточно большую активность по восстановлению прежнего социального статуса и профессиональной квалификации. При этом, длительно находясь в условиях жесткого регламентирования питания, и правил жизни вообще, они активно протестуют против любого насилия или ограничения (согласно результатам тестирования по Люшеру). Этот протест носит компенсационный характер. Наблюдается так же тактика избегания конфликтов, тенденция к уступчивости. Стресс, который получен людьми в условиях культа, вызвал общую усталость.
|